Почему дети плохо читают

Почему один ребенок хорошо читает и (главное!) понимает, о чем читает и может пересказать, а другой ребенок в том же возрасте наоборот – читает плохо и пересказать не может?

Вот такой длинный заголовок. Попробуем ответить на этот вопрос. Но к нему придется задать еще массу вопросов…

Как ребенок учился читать? По какой-то методике или без нее? Заставляли ли или заинтересовывали? Какие книжки? Читают книги в семье? Пересказывают ли? Объясняют значение непонятных слов? Рассуждают о прочитанном? Обсуждают ли характеры персонажей, их поступки? Когда скучно (например, в дороге, в очереди), что взрослые предлагают планшет, телефон или книжку? Какая чаще царит обстановка в семье?

По сути, если вы ответите на эти вопросы сами, вам станет понятно, почему один читает, а другой нет.

Расскажу, как это было у нас.

Как ребенок учился читать?

Растет кроха и начинает интересоваться книжками. Разглядывает картинки и пытается САМ понять эти непонятные знаки, именуемые буквами. И вот тут наступил главный момент. Азбука, похожая на мою из моего детства с ясными и простыми картинками, с крупными красивыми буквами прочитана и изучена от корки до корки. По слогам читали не долго. Если написано МАМА, я так и читала МАМА. Вела пальцем по тексту и четко произносила все слова. Маленький человек ухватывал слово целиком. Кстати, читая слово целиком, он запоминает и правильность его написания. СОЛНЦЕ, а не СОНЦЕ. ЗАЯЦ, а не ЗАЕЦ. УХОДИ, а не УХАДИ. Запоминает не на слух, а визуально.

Еще очень помогла звуковая азбука. Любимое развлечение по утрам и вечерам!

В общем, читать он начал с 4х лет.

По какой-то методике или без нее?

Как видите, никакой методики я не использовала, чисто интуитивно. Мне как-то довелось наблюдать в одном детском развивающем центре такую картину. На стене большой плакат со слогами. Детки с преподавателем должны были их пропеть. Сначала пели. Потом заскучали, стали отвлекаться. До конца уже не дотянули, хоть мамы их всячески возвращали в «хор». Не берусь судить о пользе такого изучения, но  мне их стало жалко, некоторые начали плакать…

Методик множество. Они опробованы и дают свои результаты. Пробуйте разные варианты. Дайте ребенку право на выбор.

Заставлять ли или заинтересовывать?

Каждый раз, когда я видела симпатичную картинку с надписью, я старалась обратить на нее внимание ребенка. Это и специально подобранные карточки, и заголовки и подписи под фотографиями в детских журналах, и вывески на улице и т.д. Потом ему самому было интересно и он узнавал знакомые слова. Если картинка была (например, в журнале), а подписи не было, я ручкой подписывала под фотографией КОТ, СЛОН и т.д.

Очень ему нравилось в минуты покоя сесть со мной под пледом, обняться и читать книжку. Читала, конечно, я и водила пальцем по словам. Когда он уставал наблюдать, просто сидел и слушал.

Если ребенок шел ко мне с книжкой, с радостью отзывалась на просьбу почитать. Старалась отложить дела на 5-15 минут (никуда они не денутся), но сесть и почитать.

Какие книжки?

Конечно, детские. И журналы. Старалась покупать с реалистичными картинками. Чтобы животные, как животные, а не как люди разнаряженные. Но есть прекрасно иллюстрированные, яркие, большие, очень красивые! Сын их подолгу рассматривал. Потом задавал вопросы типа: «А почему у лисы такое красивое платье? Где она его взяла в лесу? А все лисы в лесу такие красивые?» Безусловно, я объясняла, что нам художник так нарисовал, потому что на примере животных мы можем увидеть поступки и характеры людей. Вообще, всё без крайностей. И если уж в книжках сильно приукрашено, то значит это для развития фантазии. «А давай представим…»

Очень занимательны короткие стишки. Прочитали, поводив пальчиком, сыграли мини-сценку, запомнили, повторили. Замечательно!

Ещё желательно, чтобы книжка не была слишком тяжелой, чтобы была приятна тактильно, чтобы над ней не тряслись (ой, ты зачем странички мнёшь?). Пусть несколько книжек лежат в легкодоступном месте. Есть у ребенка настроение, желание – взял, полистал. Увидел знакомые картинки, слова. Может быть даже подрисовал что-то. Я не запрещала, но сын сильно и не усердствовал. Конечно, не все книжки подряд можно портить, но вот, например, в букваре «пометки делать» можно.

Читают книги в семье? (Если в вашей семье читают, этот раздел для вас не актуален)

Одна подруга мне как-то сказала: «Ты знаешь, в школе очень много читала, всё по программе и «Войну и мир», и Достоевского, и Булгакова. И так мне нравилось! А сейчас села читать «Анну Каренину», вообще не то. Не могу». Почему? На мой взгляд, причин может быть несколько.

  1. Тогда нас занимали другие мысли. Мы оканчивали школу, смелее мечтали, ждали любви, счастья. Вся жизнь впереди! Мы пытались примерить на себя судьбы персонажей, идентифицировать себя с ними. Минимальный жизненный опыт и юношеский максимализм. Теперь, как говорится в известной песне «жизнь очерчена». Наши мысли стали более приземленными. В большинстве своем иллюзий больших не питаем, «мечт не строим». Мы несем ответственность за родных и близких. Мы думаем как заработать, сохранить, то, что имеем, приукрасить, отдохнуть, найти время для себя, доставить радость близким, решить бытовые проблемы и снова заработать. Согласитесь, наши мысли «тогда» и «сейчас» разнятся.
  2. Другая причина – информация. Её много, очень много! Она разноплановая, часто негативная. Она, как  вода. Вот эти слова, например, можно отнести и к воде, и к информации: впитывать, сливать, черпать, переливать из пустого в порожнее, жажда, утечка, волны, просочиться и т.д. Информацию до нас хотят донести любыми способами. Ее режут на кусочки («клипуют»), сдабривают картинками и дают, дают, дают. Нам всё труднее становится перерабатывать большие и «заумные» тексты, мозг стал лениться. Не до Толстого уже.
  3. Телевизор, компьютер, планшет. Книга в руках взрослого – большая редкость. Трудно убедить делать что-то ребенка, если сам этого не делаешь. Вы говорите ему «надо», это «очень хорошо», это «пригодиться», а сами никогда с книжкой не сидите? Значит не «очень хорошо» и не «пригодилось». Всё просто. Ребёнок копирует, особенно пока маленький.
  4. Время! Его всегда не хватает. Но ведь это время, проведенное с ребёнком и для него! Не обязательно часами читать, можно просто показать пример заинтересованности. Родители уделяют соцсетям (зачастую чужим людям) гораздо больше времени, чем своему ребёнку. Поставьте на весы общение с подругой в другом городе (кстати, у которой тоже может быть ребёнок, и ему тоже нужно внимание) и общение с вашей деткой.

Читайте, то, что интересно, то о чем можно порассуждать и задуматься. Читайте о тех, у кого можно поучиться. Что не вызывает негативных чувств и эмоций. Что полезного дают глянцевые журналы? Другая моя подруга как-то сказала: «Читаю и злюсь! Меха, бриллианты, дома, внешность. А я, а у меня, а мне?» Чтение, вызывающее зависть…

Как в одном анекдоте:

— Доктор, когда я вот так делаю вон там, у меня здесь болит.

— Не делайте так, и болеть не будет.

Не читай, дорогая подруга, и злиться не будешь. Займись лучше собой))))

Пересказывать ли?

Это  важный момент. Делитесь ли вы прочитанным сами? «Вот послушай, что я сегодня прочитала. Оказывается пингвины…» и далее пересказ. Если это некий сюжет с завязкой, развитием событий, и окончанием старайтесь сохранить сюжетную линию. После прочтения какой-либо истории попросите ребёнка пересказать. Помогайте, задавайте наводящие вопросы, корректно возвращайте, если перескочил. Всем видом показывайте заинтересованность. Пусть ему покажется, что именно он вам рассказывает, и вы не прочитали эту историю только что. Через  некоторое время, может быть на другой день, вспомните, о чем читали. Захочет – пусть всё с начала расскажет, не захочет – пусть расскажет запомнившийся  момент. Он должен отложиться у ребёнка в памяти надолго.

Объяснять значение непонятных слов?

Одна из причин почему дети не хотят читать – они не понимают, что читают. Любое слово, на ваш взгляд требующее объяснений, не должно оставаться незамеченным. Иногда стоит уточнить значение слова у самого ребёнка. Пусть попробует объяснить, что такое, например, ДРУЖБА или ПРАЗДНИК. Есть такая загадка из нашего детства: «висит груша, нельзя скушать». Мы-то знаем, что это лампочка. В те времена такие лампочки были повсеместно. А сейчас? Ребенок поднимает голову и видит либо люстру, либо встроенные светильники, любо энергосберегающую лампочку, совсем не похожую на грушу. Та же история с «не лает не кусает, а в дом не пускает». Замок. А кто лает? Много сегодня городские дети  видят собак, охраняющих дом?

Ребёнку нужно всё объяснять. Доступно и терпеливо.

Рассуждать о прочитанном? Обсуждают ли характеры персонажей, их поступки?

Обсудите с ребёнком прочитанное. Пусть выскажет своё мнение. Вы своё. Правильно ли поступил персонаж? А ты бы как сделал? А кто больше всего понравился? Почему? Дайте возможность ребёнку высказаться. Удержитесь от высказывания в первую очередь своей точки зрения. Не будьте категоричны. Может быть у вашего ребёнка своё мнение на этот счет? Может!

Когда скучно (например, в дороге, в очереди), что взрослые предлагают планшет, телефон или книжку?

Ни разу не видела в метро ребенка с книжкой. Ни разу! Или ничего, или телефон. Сидят, время убивают. Я обычно своему покупаю специально в поездку детский журнал. Новенькое, познавательное, забавное и не тяжелое. Можно свернуть. Хочешь – кроссворд решай, хочешь – читай. Время пролетает незаметно и с пользой.

Какая чаще царит обстановка в семье?

И в завершении, такой, казалось бы не относящийся к чтению вопрос. Но семья – это единый организм. Хорошо каждому – всем вместе хорошо. Одному плохо – на других его настроение отражается. Напряжение витает в воздухе. Тут уже не до мирного чтения и восприятия информации.

Желаю вам мира и добра в семье. Спокойствия и благополучия! Читайте хорошие книги и детки будут брать с вас пример.

С любовью к вам и вашим детям,
Татьяна Норец